В постсоветские годы у нас появилось множество праздников и традиций, которых не было в СССР. Много из них пришло с запада – День святого Валентина, Хелоуин и другие. А много начало возрождаться наших исконных славянских и языческих. Наиболее массовым, интересным, веселым и магическим является праздник Ивана Купала.
Вот только возрождение древних традиций проходит у нас вкривь и вкось, поскольку более тысячи лет назад большинство языческих праздников было заменено православными, а традиции при этом наложились друг на друга.
Название Ивана Купала произошло от слияния двух названий древнего, славянского названия этого праздника Купала, и христианского праздника в честь Иоанна Предтечи. С приходом христианства название одного праздника наложилось на другой и получилось совмещенное название Ивана Купала.
Сегодня существуют тысячи купальских традиций, основная масса которых никакого отношения к славянскому празднику не имеет, а накопились за последнее тысячелетие.
Праздновали Купалу наши предки в самую короткую ночь, а именно с 23 на 24 июня. Эта ночь считалась магической, она имеет собственную неповторимую энергетику. Праздник же Ивана Купала мы отмечаем 7 июля (по новому стилю), что уже само по себе перечеркивает значение всех древних традиций.
Кроме того, что в это день славяне почитали духов солнца и воды, приносили жертвы соответствующим божествам (на этом отдельно останавливаться не будем, так как достоверной информации слишком мало), основным обрядом купальской ночи можно считать – помолвку.
Днем незамужние девушки плели венки. После завершения магического действа с высшими силами, которые проводят волхвы, девушки бросали венки в воду. Юноша должен поймать венок и вернуть той, которая его сплела. Это считалось предложением выти за него замуж. Если девушка была согласна, она брала венок и надевала ему на голову. Предложение считалось принятым. После этого они вдвоем проходили через арку из дубовых веток и листьев, а потом должны были трижды перепрыгнуть через купальский костер не разорвав рук. Пара должна была в этом году пожениться.
Некоторые части этого обряда сохранились по наши дни. Но во время празднования Ивана Купала 7 июля они являются не более, чем частью молодежных забав. Пускание венков превратилось в гадание. Например, венок утонул – к смети, прибился к берегу – замуж не выйдешь или - к какому берегу прибился, там и суженного искать надо. Все это к реальности никакого отношения не имеет. Также как и поиски цветущего папоротника. Наши предки не хуже нас знали, что цветов на этом растении не бывает, даже в самую магическую ночь.
В последние годы появилось много людей, которые стремятся восстановить исконные традиции. Большинсктво из них стали объединятся в организации ридновирив (почитателей родной веры). Они поклоняются древним славянским богам, восстанавливают их пантеон, чтут традиции, изучают предназначение праздников, славянскую магию и даже проводят обряды на основе свои новых знаний. Но и они далеко не всегда делают все, так как надо.
Известный в нашем городе и во всей Украине, а также за ее пределами народный целитель, белый маг, доктор философии Григорий Фудим недавно посетил Никополь. Перед этим он был на острове Хортица, где традиционно проводят праздник Купалы. В этом году его проводили с 21 на 22 июня, так как эти дни выпадали на выходные – субботу и воскресенье.
Григорий Фудим кроме всего прочего является автором многих работ по славявянской магии и традициям. Он был крайне возмущен праздником, который проходил в этом году.
- Если вы беретесь проводить праздник Купалы, обряды, связанные с этим, нужно же знать что и когда вы делаете, - говорит Григорий Львович. – Люди, которые проводили обряды 22 июня – совершали преступление перед славянским народом и навлекали на себя проклятие. У славян 22 июня назывался Змиев День. В этот день на нашу землю традиционно нападали враги, он для этого наиболее предрасположен. И Гитлер выбрал именно эту дату не случайно, у него хватало советников сведущих в области мистики. Наши предки в этот день готовились отражать нападение врагов. Так о каком праздновании, о каких гуляниях или помолвках могла идти речь, когда твоей земле угрожает враг?
К сожалению, достоверно восстановить все традиции, выяснить какова их основа и почему нужно делать именно так, а не иначе на сегодняшний день очень тяжело. Даже те люди, которые изучают эту тему годами, сделали ее трудом всей своей жизни, не в состоянии претендовать на истину. Даже между ними разгораются жаркие споры, в которых редко можно вычленить правду.
Что же говорить о простых людях? Для молодежи Ивана Купала стал еще одним поводом погулять и повеселиться. Не зная традиций, они просто предаются настроению праздника, который все-таки несет в себе связь с древностью. И это, на мой взгляд, уже не плохо. Хотя стремиться к познанию первооснов необходимо, чтобы не вносить свой вклад в искажение древних традиций.
|