В эти дни одна из лучших школ города отмечает 60-летие
(материал готовился учителями школы, но после беглого просмотра стало очевидно, что он нуждается в некоторой доработке, которая и была сделана с подачи директора школы посредством работы с школьным архивом. результат к вашему вниманию)
Это было недавно, это было давно... В 1949 году в нашем
городе на месте кукурузного поля было построена новая большая школа. Это было
событие особой важности, потому что эта школа станет для нескольких тысяч детей
родной, любимой.
А ведь школа – это не только здание, это всё что делается в
ней: многогранная жизнь детей и учителей, овладения всесторонними знаниями,
расширение кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого, кто учит и
учится. Учёба в школе – это целый период жизни человека: от того дня, когда
маленький ребёнок – несмышленый приходит в школу, до той торжественный минуты,
когда юноша и девушка, получая из рук директора аттестат, становятся на путь
самостоятельной жизни. Этот период является периодом становления человека, для
учителя же он – огромная часть его жизни. Школа славится своими учителями и
учениками, которые приносят ей известность.
Так сложилось, что за 60 лет существования её возглавили
только три директора, причём каждый из них работал приблизительно по 2О лет. С
каждым из них связана целая отдельная эпоха жизни школы. Это Лавренова Ф.В.,
Овчинникова Л.Д., Горбачёва Р.Г. От таланта, образованности, мастерства, от
душевной щедрости директора зависит моральный климат педагогического и детского
коллективов.
По-разному становятся директорами школы, по-разному
складываются их судьбы. Тринадцатой школе везло с директорами. Все они умелые
мастера учебно-воспитательной работы и прекрасные организаторы ученического и
педагогического коллектива.
В 1949 году школу возглавила Лавренова Федосья Власовна,
которой, к сожалению, с нами уже нет. Она старалась в каждом своём ученике
найти как можно больше хорошего, радовалась от всей души маленьким успехам
своих воспитанников, искренне любила всех одинаково. Педагоги школы стремились
подготовить своих питомцев к отношениям, построенных на дружбе и товариществе,
на уважении всего подлинно человеческого в каждой личности.
Это были тяжелые послевоенные годы. Вот как вспоминает школу
выпускник 1949 года Борис Сохач (воспоминания хранятся в школьном архиве):
«Начались осенние холода и слякоть. Посещаемость занятий в школе сильно
ухудшилась. А объясняется это тем, что с питанием не густо было, да и некоторым
детям не во что одеться и обуться. И решили комсомольцы школы обратиться к
директору Южнотрубного завода, чтобы он помог детям, отцы которых погибли в
годы Великой Отечественной войны. Я, как секретарь комсомольской организации и
председатель ученического совета Анатолий Литвак, пришли в приемную директора,
но нас к нему не пускали. Но как раз в это время директор вышел из кабинета,
увидел нас и поинтересовался, что зачем мы пришли. Узнав о цели нашего визита,
он спросил сколько в школе детей, нуждающихся в помощи, быстро что-то черкнул
на бумажке и передал ее своему помощнику. А через несколько дней в школу
привезли детские ботинки и пальто. Эти вещи кучей лежали в кабинете директора,
когда нас вызвали для объяснения наших несогласованных с руководством школы
действий. Тем не менее, все были рады успеху нашего мероприятия».
В 1971 году первого директора школы сменила Овчинникова
Людмила Даниловна. Перед школой возникла новая, небывалой сложности, задача -
давать средние образование всему молодому поколению, воспитывая их активными
гражданами. Все годы педагогического труда
Людмилы Даниловны были наполненными поисками и раздумьями. Она старалась
с возможной полнотой использовать предшествующий накопленный опыт развития
школы и педагогической мысли. Много внимания Людмила Даниловна уделяла вопросам
формирования педагогического коллектива, достижения каждым учителем высокого
уровня педагогического мастерства. Школа давала своим ученикам не только
знания, формировала стойкий характер, закаляла силу и волю. Сколько сил, вдохновения и таланта отдала Овчинникова
Людмила Даниловна, что бы воспитать настоящих тружеников. Поэтому и не забывают
своего директора её бывшие ученики и коллеги и желают ей ещё долгого
здравствования.
Это время тоже было очень непростым… холодная война и гонка
вооружений, потом война в Афганистане и перестройка, все это влияло на развитие
не только станы, но и школы. В эти годы очень развиты у школьников и учителей
были патриотические чувства, понимание интернационального долга и
непримиримость с действиями врагов.
- Мы искренне верим, что вносим свой вклад в дело борьбы за
мир во всем мире, - пишет в своих воспоминаниях Людмила Овчинникова. – С каким
интересом проходили уроки мира, марши мира и митинги против агрессии. А сегодня
мы молча равнодушно наблюдаем, как мощный агрессор НАТО бомбит маленькую
Югославию.
Кроме того, в эти годы школа была ориентирована на
подготовку квалифицированных трудовых кадров. Ученики в школьной мастерской
выполняли заводские заказы на изготовление деталей.
В 1972 году в СШ №13 начала работать учителем истории
Горбачёва Рита Григорьевна, а в 1989 году педагогический коллектив избрал её
своим директором школы. Учитель от природы, талантливая, энергичная, влюблённая
в своё дело, она сразу завоевала авторитет в школьном коллективе. Бережно
собирая драгоценные россыпи педагогического опыта, директор стремится, чтобы
школу любили и ценили в микрорайоне, чтобы она была родной и одной из лучших в городе. Для Риты
Григорьевны важны партнёрские идеи сотрудничества и сотворчества между детьми и
педагогами. Она живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает своё
профессиональное счастье. Это оптимист своего дела, потому что твёрдо верит в
преобразующую силу воспитания и обучения. Всегда находится в постоянном
творчестве, непрекращающемся поиске. Благодаря стараниям директора СШ№13, ещё с
1992 года ввела в школе дифференцированное, а потом и профильное обучение. Это
дало возможность учить всех и каждого на уровне его способностей. В школе
действует программа с одаренными детьми.
Внимание к каждой индивидуальности, забота о каждой
личности, чуткое, вдумчивое отношение к достоинствам и недостаткам каждого
ребёнка и члена педагогического коллектива – девиз работы нашего директора.
И снова трудный период в нашей истории и жизни страны –
становление независимой Украины. Опять тяжелейшие испытания, связанные с
разрухой в государстве и многочисленными кризисами. Но Рита Горбачева не только
директор, но и историк. Она не просто преподает свой предмет, а учит извлекать
опыт из уроков истории, учит думать и делать выводы. Ее ученики – люди
мыслящие, которым ни один современный политик уже не сможет навешать никакой
лапши.
Рита Григорьевна учитель-методист высшей категории, учитель
истории, с чуткой гражданской позицией, с широким историческим и современным кругозором, способна по
государственному мыслить, обострённо - совестливо воспринимать все события в
стране и мире, и лично отвечать за происходящее, мобилизовать свои духовные и
физические силы на каждодневную самоотверженную и творческую работу. Ей
свойственно сердцем понимать и чувствовать радость и невзгоды другого, откликаться
на его призыв о помощи.
И учиться, и работать в тринадцатой школе – это престижно.
Мы счастливы, что являемся выпускниками и учителями этой школы. Уверены, что
хорошим учителем можно стать после нескольких лет работы в коллективе СШ№13. Талант и призвание - вот
условия, которые способны школьного учителя
превратить в "Учителя жизни", его учащихся. Трудно быть и
уравновешенным, и строгим, и уступчивым,
и требовательным, и жизнерадостным, и... Но это жизнь учителя.
От имени всех выпускников и учителей СШ№13
Якубовская В.Н., Скорина Р. Я., Романова Л. И.,
Кушнир М. В., Романец С.К.