На двух казаков три гетмана – к такому положению дел, как ни прискорбно, мы давно уже привыкли. «Руїна» - так назывался тот период истории после которого пошло это выражение. Этим словом можно характеризовать и сегодняшнее положение дел в стране. А вот разделение казачества по религиозным убеждениям – явление новое. Можно сказать, мол, кому интересно, кроме казаков, как они там между собой делятся, и за что воюют. Позволю себе не согласиться.
Сегодня казачество стало уникальным социальным институтом. Казачество объединяет людей из всех социальных групп. Тем самым оно является неким срезом общества, по которому можно судить о положении дел в целом. Посему масштабный конфликт, вроде того, который произошел в минувшие выходные, не должен пройти незамеченным, а напротив – послужить предупреждающим звоночком.
В казачестве, прославившем себя ратными подвигами и завоевавшими независимость Украины таких проблем с религиями не было. Все были православными, воевали с поляками-католиками и турками-мусульманами. В бой с «бусурманами» шли «за веру православную». Но с другой стороны известно немало случаев, когда ради победы или безопасности державы вера отодвигалась на второй план. Заключались братские союзы с ханами, гетманы принимали католицизм. Меры не популярные, но необходимые. Потому как умели правильно расставить приоритеты, на первое место всегда ставя страну и народ.
Современная Украина намного больше, чем в давние времена. В ее составе и западные области и Крым. И в казачестве также много католиков и мусульман. Но они не так сильно влияют как сами православные, которые умудрились разделиться по своим пристрастиям к церквям киевского и московского патриархата.
Конфликт между ними ведет историю с самого появления в независимой Украине православной церкви киевского патриархата. Традиционная православная церковь на том этапе в нашей стране превратилась в Украинскую православную церковь, сохранив условное подчинение московской, как «региональному координатору». Они не признали появление новой церкви. Поэтому в стране стало две православных церкви, которые словно стали разделять на киевский и московский патриархат. Хотя разделение это, по сути, не правильное, поскольку обе они украинские.
Киевский патриархат называет московский врагами Украины и захватчиками, а те вообще не признают киевский и считают только себя «правильной» украинской церковью. Все мероприятия, которые проходят в Никополе с участием церкви, обходятся без конфликтов, поскольку либо приглашают только одну церковь, либо разводят конкурентов во времени и пространстве, дабы они не пересеклись. Районной власти сделать этого не удалось.
К могиле атамана Сирко съехалось множество казаков из разных городов и регионов, чтобы почтить память великого героя в день его смерти. По сценарию, который заранее оговаривался, богослужение должно было проходить в конце, после официальной части, как это всегда делают в нашем городе. Но казаки привыкли любое дело начинать с молебна. Также заранее оговаривалось, что если батюшки согласятся провести обряд вместе, не мешая друг дружке, то пусть проводят. Батюшки согласились. Представители так называемого московского патриархата и та часть казачества, которая их поддерживает, спокойно стояли и ждали, пока священники киевского проводили обряд. Когда же они закончили и началась панихида их «коллег», вторая половина казачества взбунтовалась, потребовала прекратить и убрать «московских попов». Когда их требование удовлетворено не было, они демонстративно развернулись и во главе со своими священниками с криками «ганьба» покинули мероприятие.
Некоторые СМИ уже поспешили «приукрасить» это событие сообщениями о рукоприкладстве, рассказали о том, что правоохранителям пришлось вмешиваться и чуть ли не разнимать дерущихся. Ничего подобного там не было. Но торжественность момента была, тем не менее, безвозвратно потеряна. Что же говорить о памяти Сирка, уважении к его подвигам и заслугам. Все таки должны же быть вещи настолько святые, чтобы заглушить амбиции священников и борцов за национальные идеи. Лично мне непонятно как можно бороться за эти сами идеи, плюя при этом на их символы, которым, безусловно, является могила Сирка.
Но что, было того не воротить. Мероприятие в сокращенном составе все-таки состоялось. После его завершения в лагере, который уже традиционно располагается не далеко от могилы Сирка и именуется «спивочим полем», состоялась концертная программа. Выступали творческие коллективы, проходили казацкие забавы, все как положено. Правда, предполагалось, что будет действовать «сухой закон», тем не менее, пиво продавалось всем желающим в неограниченном количестве.
Перед тем, как ехать к могиле Сирка, никопольские казачества, объединенные Координационной радой, собрались на площади напротив исполкома и провели свое небольшое почти внутреннее мероприятие. Атаманы торжественно принимали в ряды своих организаций новых членов, несколько офицеров получили дополнительные звездочки. Присутствовал там и король Украины-Руси Орест Карелин, который как будто предвидел события произошедшие позже.
- Сегодня я являюсь защитником всех религий – православной, католической и мусульман Крыма, поскольку везде есть казаки и все они наши граждане – сказал король.
Хорошо, что есть все-таки люди, которые понимают необходимость объединения и выступают против расколов в любом их проявлении. Немало таких речей звучало и на могиле Сирка. А в конфликте двух православных церквей, с моей точки зрения, правых нет, хотя со своей колокольни каждый прав.